Как вернуть наш прежний спорт?
На написание данного материала натолкнул разговор с одним из родителей футболиста, который сетовал на то, что футбол сейчас не тот, требовали от ребенка раньше большего, добивались лучших результатов, боролись действительно за престиж страны или своего города. Так как же вернуть прежние спортивные результаты, как вернуть спорт, который мы видели на экранах телевизора десятилетия назад? Когда тренер переживал за игру или поединок драматическую постановку. Куда делись тренеры с выдающимися именами и несгибаемым духом, с внутренним стержнем и неугасаемой жаждой новых свершений? Где они, надежды детского спорта во всем Мире — современные Виннер, Карполь, Бесковы, Тарасовы, Аркадьевы, Лобановские, Фергюссоны, Михелсы, Кондрашины и Алекно?
Может, для становления талантливых ребят и девченок как раз и нужны нам только такие специалисты? Не потеряли ли мы целые поколения, потакая современным тенденциям о толерантном воспитании? Излишней коммерциализацией детского спорта? Мы считаем, и это наше, сугубо субъективное мнение, что современные тенденции по нивелированию значимости тренера в становлении профессиональных качеств ребенка и его личности как спортсмена – напрямую влияют на спортивные результаты национальных сборных команд.
Был у руля сборной СССР по хоккею Тарасов и сборная выигрывала все трофеи тех лет. Считалась машиной, разрушающей все на своем пути. Был на тренерском мостике в Манчестере Алекс Фергюссон и Манчестер добился всех высот, каких только мог. Как и в профессиональном спорте так и в детском управлять командой или конкретным ребенком должен педантично преданный этому виду спорта человек. Тогда спорт будет действительно привлекателен в своей массе зрителям. Когда-то детские тренеры вытаскивали с улиц ребят, заражали своей харизмой, убеждали, мотивировали, зажигали на борьбу и делали из них чемпионов, которые прославляли затем свои страны. Сейчас, порой, видишь, что человек отбывает свое время за зарплату. Воспроизводит таких же безразличных спортсменов. Так как изменить эти тенденции? Можем ли мы что-то сделать, чтобы вновь в спорт пришли настоящие энтузиасты своего дела? Как сделать так, чтобы
Сейчас, к сожалению, деньги родителей решают многое для развития личностных качеств ребенка. Родитель считает нормальным вмешиваться в тренировочный процесс, давать советы, желает получать информацию от тренера, касающуюся результатов. Зачастую, ребенок переходит из клуба в клуб, из школы в школу, следуя интересам родителя или его мнению о тренере.
Результат есть, ребенку тренер нравится, устает после тренировок — тренер хороший, результата нет, тренер требует много, ругает за отставания – тренер плохой. Это положение вещей – такая оценка профессионализма тренера.
Эта статья несколько резонирует с нашими прошлыми статьями, где мы описываем тренера профессионала, что он не должен кричать, ругать, должен быть примером. Все верно, но прежде всего, он должен болеть и переживать за своих спортсменов всей душой – тогда он будет вкладывать в них весь свой потенциал и знания. Иногда и прикрикнуть необходимо, чтобы завести ребенка. Это спорт – это сумасшедшие эмоции на спортивной площадке – животная страсть желать победить и быть сильнее.
Нам кажется, что как раз эмоции и пропали из современного спорта. Пропали они, прежде всего, у спортсменов. А почему? Потому, что перестали этому учить тренеры. Или условия работы не позволяют тренеру вызывать яркие эмоции у детей. Общество в современном мире порицает эмоциональное поведение наставника, излишнюю требовательность, вмешательство в личное пространство ребенка. Условия оплаты, жизнь и скорость процессов не позволяют специалистам уделять внимание только спортсменам. Поэтому тренер вынужден искать подработки, а еще часто тренером становится родитель – отработал и по своим делам.
Пропали идеалы, мотивировать молодое поколение трудно, мотиваторов все меньше, спорт высших достижений вынужден выбирать из очень малого количества молодежи, которые действительно имеют возможности и стимулы для покорения высот. Посмотрите сколько легионеров играют в клубах в футболе и хоккее, посмотрите сколько уже натурализованных игроков во многих видах спорта. Это очевидное следствие слаборазвитого массового спорта.
Экономическое положение страны, финансовое состояние общества, особенности устройства государства и форм собственности также напрямую влияют на климат создания высококлассных спортсменов.
Попробуем сформулировать свои мысли по нахождению решения для наших проблем. Подытожить все сказанное.
А) Необходима свобода действий тренеру в отношении ребенка. Не дозированная как сейчас а полная, с сохранением всей полноты ответственности за его здоровье и жизнь. Тренер – высокого уровня специалист, обязан знать и интересоваться жизнью ребенка не только на тренировке, но и в повседневной жизни. Участвовать, устраивать и привлекать своих воспитанников и их родителей ко внеурочной работе и развлечениям – походы, сборы ягод, театр, кино, выставки – что позволяет ребенку, родителю и тренеру больше сблизиться, «почувствовать плечо» друга, развиваться не только в спортивном плане, но и получать другие знания, которые в дальнейшем смогут послужить опорой тренеру для мотивирования ребят. Тренеру, также, необходимо доверие со стороны родителей, которое невозможно получить только проводя тренировки.
Б) Законодательная база должна быть отрегулирована с тем, чтобы обеспечить приток профессионалов в эту сферу профессий. Каким бы энтузиастом не был человек, трудиться за нищенскую зарплату он не будет. Работая еще где то, он не сможет сконцентрироваться в полной мере на своей работе.
Лицензирование и продление тренерских лицензий должно проводиться за счет государства. Сейчас стоимость и процедура прохождения лицензии становится сдерживающим фактором для тренеров и клубов.
Все клубы и школы должны быть в равных условиях для полноценного конкурентного развития. Пример: есть бесплатная государственная школа, где условный тренер Иванов получает фиксированную заработную плату. Детей много, так как все занимаются бесплатно. Какие бы места не занимал с ребятами тренер – его зарплата не изменится. Есть стимул для улучшения своей работы? Нет.
Равные условия – это, к примеру, все или платят или никто не платит. Есть примеры стран, где все спортивные объекты находятся на балансе государства, а частные клубы и секции арендуют эти объекты. Стоимость занятий посильная, родители могут спокойно потянуть плату, тренер и руководство клуба постоянно совершенствуются, чтобы получить больше детей. Государство субсидирует клуб за каждого ребенка, за каждого тренера – в зависимости от возраста ребенка, его способностей и уровня лицензии тренера. Таким образом стимул к совершенствованию своей работы есть. Клуб старается заполучить лучших тренеров и обеспечить их лучшей зарплатой.
В) Необходима совместная работа общества и государства по установлению необходимых моральных принципов в общественной жизни. Чтобы учитель, врач, педагог в школе – все те, кто касаются воспитания ребенка и становления его личностных качеств имели авторитет и реальные полномочия. Сейчас же происходит постоянная подмена понятий: педагог должен думать, а не навредит ли ему сказанное им порицание ребенку, а не станет ли дружественный шлепок по попе воспринят как проявление педофилии, а не получит ли срок учитель если отберет у ребенка телефон на занятии, а не вызовет ли недоумение какая-либо мера воспитания ребенка. Мы окружили себя стенами, предпочитаем запретить все лишь бы не произошло чего-нибудь, бабушки и мамы руководят тренерами, возмущаются по поводу непонятных им правил, мы уходим от ответственности, боимся и лжем сами себе. Авторитет тренера должен быть подкреплен общественным мнением и финансовым благополучием.
Мы только попытались понять и разобраться в достаточно щекотливой теме. Есть мнения как За так и Против, но без сомнения, необходимы определенные шаги уже сейчас, чтобы спорт на планете стал вновь ярким и заслуживающим внимания!
Мы будем рады получить от читателей свои комментарии о статье и услышать другие мнения.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ ОБ ОТЛИЧИЯХ ТРЕНЕРА ПРОФЕССИОНАЛА
СМОТРЕТЬ САЙТ О СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ YOUNGTALENTSGROUP.COM
Толково написано